К результатам работы школы стали предъявляться социокультурные общественные требования - соответствовать развитию страны. Сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, перспектив молодежи: "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель” ( из речи президента В.В. Путина).
Какие качества или компетенции необходимо развивать классному руководителю в работе с детьми, чтобы профессиональная жизнь выпускника не была бы исковеркана несоответствием запросам рынка. По данным статистики сегодня 30% не удовлетворены полученным образованием. Кроме того, проведенное в прошлом учебном году анкетирование родителей моего класса показало, чего они хотят от своих детей: у большинства анкетируемых(98%) на первом месте стоят такие черты личности, которые несомненно можно отнести к компетенциям, например, самостоятельность, умение общаться в любой ситуации, владение компьютерными технологиями, вла-дение несколькими языками и др.
Таким образом, мы видим, что родители заинтересованы в практико-ориентированном об-разовании.
Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. Каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические ка-чества личности выпускника школы. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Программа «Возрождение» является экспериментом по социально-педагогической коррекции несо-вершеннолетних подростков с нарушением поведения и склонных к асоциальным формам деятельности. Необходимость данной программы обусловлена возрастающей потребностью общества в активной соци-ально-педагогической коррекции подростков с нарушением развития и поведения.
«Нравственные основы воспитания школьников» (8-9-е классы)
Пояснительная записка
Цель: сформировать представления школьников о нравственных нормах общения, об этикете, выработать навыки этического поведения, привить нравственный иммунитет в период созревания личности. Задачи курса:
1. Дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности.
2. Выработать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения.
3. Дать понятие об опасностях, подстрекающих детей в духовном становлении личности, научить их противостоять им.
4. Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самоанализу. Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими.
Понятия, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий: этика, нравственность, духовность, эстетика, идеал, воспитанность, вежливость, доброжелательность, достоинство, уважение, самоуважение и др.
Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, анализ ситуаций, решение педагогических задач, игра, инсценировка, тестирование, анкетирование.
Тематика классных часов «Формирование представления об индивидуальности и особенности своего Я» (7-й класс)
Пояснительная записка
Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы необходимо объяснить подростку, что означают психологические понятия «человек привычки», «человек воли», «человек нравственный», что происходит с личностью в те периоды, когда наступают внутренние кризисы, с каким постоянством и интенсивностью они обнаруживают себя.
Обращаясь к вопросам, которые остро волнуют подростков, необходимо подвести их к сознанию ценности этикета в их особенной жизни, предложить им оценить этикет с точки зрения личностных потребностей.
«Расширение представлений о человеке» (5-6-й класс)
(Пояснительная записка)
Цель: показать детям, что в действительности прагматические и романтические ценности вполне совместимы друг с другом.
В подростковом возрасте сильна тяга к самовоспитанию. В 12-13 лет дети начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Самовоспитание проходит определенный путь развития.
Первая ступень- физическое и волевое самовоспитание. Типичной целью этой системы является волевое и физическое самосовершенствование подростка.
Вторая ступень- нравственное самосовершенствование. Цель самовоспитания.
Здесь вы можете познакомиться с самыми любимыми, а мы их называем фирменными делами класса. Нам они очень нравятся. Мы с большим удовольствием их готовим и проводим. Иногда приглашаем других ребят с параллельных классов. В нашей школе всегда уделялось большое внимание воспитательной работе и все мероприятия проходят на ысоком уровне. Но в каждом классе есть свои фирменные дела.
В 8 А классе обучается 28 человек, из них 18 девочек и 10 мальчиков. В классе сложилась система самоуправления «Территория «а», ставшая проектом общешкольной модели ученического самоуправления. Выступая на данном этапе развития коллектива в роли консультанта, педагог способствует созданию условий для саморазвития и самореализации учащихся.Основными структурными элементами системы самоуправления «Территория «а», являются Собрание и Совет класса. На классном собрании рассматриваются не только вопросы организации и координации жизнедеятельности коллектива, но и избираются исполнительные органы самоуправления.
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области: - результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); - результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; - результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой) -воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.