В 8 А классе обучается 28 человек, из них 18 девочек и 10 мальчиков. В классе сложилась система самоуправления «Территория «а», ставшая проектом общешкольной модели ученического самоуправления. Выступая на данном этапе развития коллектива в роли консультанта, педагог способствует созданию условий для саморазвития и самореализации учащихся. Основными структурными элементами системы самоуправления «Территория «а», являются Собрание и Совет класса. На классном собрании рассматриваются не только вопросы организации и координации жизнедеятельности коллектива, но и избираются исполнительные органы самоуправления. Состав Совета класса, возглавляемого старостой-Барановым Александром, наглядно демонстрирует один из ведущих принципов организации самоуправления – сотрудничество детей и взрослых. Учащиеся, педагог и родители создают условия для развития самоуправленческих начал в классном коллективе. Восьмиклассники имеют возможность приобрести социальный опыт через систему постоянных (предметный консультант, старший дежурный, мастер трудовых дел, ответственный за дисциплину и порядок) и временных поручений (озеленитель, организатор дискуссий, политинформатор, лаборант). Практическая деятельность в составе одного из семи секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности. 1. В секторе внутренних дел учащиеся помогают в проведении предметных декад, недель, привлекают одноклассников к участию в научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Они организуют санитарно-хозяйственную деятельность в классе и на закрепленной территории, отвечают за сохранность школьного имущества, составляют график дежурства по классу, выступают в роли ответственных за дисциплину и порядок в классе. Ученики выполняют постоянные и временные поручения. 2. В секторе здоровья и спорта (физорги) формируют команды для участия в соревнованиях, проводят спортивные мероприятия в своем и параллельном классах, ведут учет спортивных достижений учащихся, отвечают за участие в общешкольных конкурсах «Спортсмен года», «Самый здоровый класс», предоставляют отчет о заболеваемости учащихся в центр здоровья и спорта, организуют походы (комендант) и экскурсии). 3. В секторе культуры и досуга учащиеся, выполняя постоянные (сценарист, ди-джей, продюсер, организатор досуга) и временные поручения, развивают не только организаторские, но и творческие способности: пишут сценарии, составляют развлекательные программы, конкурсы. Ребята отвечают развлекательные программы, конкурсы. Ребята отвечают за подготовку и проведение традиционных праздников, творческих вечеров и классных дискотек, организовывают персональные выставки одноклассников. 4. В секторе заботы ребята получают возможность научиться строить гуманистические отношения с другими людьми, заботясь о ветеранах, детях-инвалидах, пробуя себя в роли волонтера или вожатого. 5. В пресс-секторе учащиеся осваивают навыки летописца класса, журналиста, редактора, фотографа и почтальона. 6. Сектор «Седьмое измерение» является связующим звеном между «Территория «а», и детско-юношеским союзом «Радуга». Расширение сферы деятельности классного коллектива привело к созданию еще одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый ученик получает возможность для свободного выбора поручения, не требующего длительной подготовки (казначея, ведающего финансами класса; библиотекаря; товароведа, закупающего продукты к мероприятиям; аккомпаниатора и хакера, занимающегося поиском информации в Интернете). Ученики нашего класса приобретают опыт совместной деятельности и коллективного общения и на занятиях в Школе актива. Полученные знания и умения затем успешно применяют в работе с одноклассниками.