К результатам работы школы стали предъявляться социокультурные общественные требо-вания - соответствовать развитию страны. Сам факт наличия знаний не задает пространство жиз-ненного пути, перспектив молодежи: "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель” ( из речи президента В.В. Путина).
Какие качества или компетенции необходимо развивать классному руководителю в работе с детьми, чтобы профессиональная жизнь выпускника не была бы исковеркана несоответствием запросам рынка. По данным статистики сегодня 30% не удовлетворены полученным образовани-ем. Кроме того, проведенное в прошлом учебном году анкетирование родителей моего класса показало, чего они хотят от своих детей: у большинства анкетируемых(98%) на первом месте сто-ят такие черты личности, которые несомненно можно отнести к компетенциям, например, само-стоятельность, умение общаться в любой ситуации, владение компьютерными технологиями, вла-дение несколькими языками и др.
Таким образом, мы видим, что родители заинтересованы в практико-ориентированном об-разовании. Остается констатировать факт, что назревает необходимость превращения образования в образовательную услугу, что обуславливает ориентацию на компетентностно-ориентированное образование. Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетент-ности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помо-гающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового воз-раста. Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (по-требность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социа-лизации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите. Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить всю работу как классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка. Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании. Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурен-тоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но форми-рование субъектности, так же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности. Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.
Я являюсь классным руководителем 8 «А» класса. Работаю с этим коллективом с пятого класса. В настоящее время в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлений все чаще на-зывают недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем. Такая про-блема возникла и в моем классе. У одной из учениц были обнаружены черты асоциального поведения. Она начала пропускать уроки, стала неразборчива в связях, появились вредные привычки, бросила заниматься спортом, хотя добилась в спортивной деятельности немалых успехов. Методом наблюдения, собеседования, анкетирования и различных диагностик у данного ребенка был выявлен низкий уровень социальных компетенций, что выразилось в следующем:
- низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельно-сти;
- неспособность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
- отсутствие самокритичности и навыков самоанализа;
- невнимательное отношение к окружающим;
- безволие;
- склонность к вредным привычкам и формам асоциального поведения (курение, алкоголь, не-цензурные выражения);
- неспособность критически оценивать поступки окружающих в соответствии с нормами морали и права. Поэтому была составлена программа индивидуального развития ребенка «Возрождение», к реализации, которой я приступила с сентября 2009 года.
|