Свод правил, которые помогут выбрать свои приемы воспитания детей, не унижая и не оскорбляя их, а действуя сообразно природе ребенка. Е. Л. Кононко считает, что выполнение этих правил поможет сделать судьбу ребенка счастливой. Она выделила 25 таких правил и назвала их "Кратким семейным кодексом". Приведем его полностью.
Как
помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными?
Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх
за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить
свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими
детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего
возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.
Многие
родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и
папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с
насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия то есть, фактически
навредят им.
Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует
множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми,
даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в
себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.
Все семьи разные, со своими устоями, традициями, законами.
Как нет одинаково счастливых семей, так и семейные проблемы всегда
индивидуальны. В наше время не стыдно говорить "я разведена”, неполных семей
становится все больше. Хорошо это или плохо?
Чаще всего к
разводу идут долго, у супругов накапливается недовольство друг другом,
напряжение, они уже не могут жить, как раньше, и семья распадается. Если развод
необходим родителям, он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется
возможность гармонизации жизни каждого из супругов. Намного тяжелее для ребенка
(да и для взрослого) жить в состоянии "хронического” развода, когда взрослые
живут под одной крышей, но фактически уже не являются семьей. В семье, где
постоянная напряженная обстановка, бесконечные конфликты, ребенок чувствует
себя вдвойне несчастным. Но, с другой стороны, даже самый оправданный развод
может стать для него сильнейшим потрясением.
С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них
он получает знания о мире, перенимает их
взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее
время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя
себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга
людей, умение общаться с ними необычайно важно.
Сегодня в нашей беседе мы рассмотрим
лишь одну проблему -проблему общения
подростков.
Во дворе вашего дома вы часто видите играющих ребят,
среди них есть и ваши дети. Присмотритесь к ним, понаблюдайте. Вот во двор выходит Петя, и ребята стайкой бросаются
к нему. Не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел и Миша,
но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Миша сам подходит к играющим. Его не
гонят, нет, ребятам просто не до него. А ведь Миша вовсе не плохой
мальчик. В чем же секрет?
Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем,
как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию отца и мужа, превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этих условиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая порождает соперничество между членами семьи и не создает необходимых условий для правильного воспитания детей. В этих условиях не могло быть и речи о содружестве между семьей и школой. На пути этого содружества возникали и продолжают и сейчас существовать противоречия социального, национального и религиозного порядка. Социалистический строй оказал огромное влияние на семью. Постепенно в семье сложились новые отношения, основанные на полном равноправии, ликвидировано бесправное положение женщины. Изменилось экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь не только от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Эти изменения создали необходимые условия для установления тесного сотрудничества семьи и школы в воспитании детей. Советское государство всемерно развивает и поддерживает общественную инициативу в воспитании подрастающих поколений. Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я. А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность. Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И. Г. Песталоцни и Ж. Ж. Руссо, а также К. Д. Ушинский и революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходит к разработке проблем семейного воспитания. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н. К. Крупская. Она дала марксистское обоснование воспитательного значения семьи при социализме, связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины. Н. К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы. Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А. С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением нашего советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его «Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах поставлены многие коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании. Но жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется советское общество. Возникают новые формы сотрудничества между школой и семьей, возникают и новые общественные организации. В этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и функциями современной советской семьи, ее взаимодействиями с общественными организациями и школой. К разработке вопросов семейного воспитания привлечны партийные, профсоюзные и комсомольские работники, широкий актив родителей. Трибуной всех заинтересованных в воспитании детей организаций и лиц является журнал «Семья и школа».
Залогом успешной воспитательной
деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с
родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития
личности ребёнка. А следовательно, сделать родителей активными участниками
педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Её
решение представляется возможным, если в плане работы найдут отражение
следующие направления деятельности классного руководителя:
изучение
семей учащихся;
педагогическое
просвещение родителей;
обеспечение
участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
педагогическое
руководство деятельностью родительского комитета;
индивидуальная
работа с родителями;
информирование родителей о ходе и результатах
обучения, воспитания и развития учащихся.