Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. Каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические ка-чества личности выпускника школы. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Программа «Возрождение» является экспериментом по социально-педагогической коррекции несо-вершеннолетних подростков с нарушением поведения и склонных к асоциальным формам деятельности. Необходимость данной программы обусловлена возрастающей потребностью общества в активной соци-ально-педагогической коррекции подростков с нарушением развития и поведения.
К результатам работы школы стали предъявляться социокультурные общественные требования - соответствовать развитию страны. Сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, перспектив молодежи: "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель” ( из речи президента В.В. Путина).
Какие качества или компетенции необходимо развивать классному руководителю в работе с детьми, чтобы профессиональная жизнь выпускника не была бы исковеркана несоответствием запросам рынка. По данным статистики сегодня 30% не удовлетворены полученным образованием. Кроме того, проведенное в прошлом учебном году анкетирование родителей моего класса показало, чего они хотят от своих детей: у большинства анкетируемых(98%) на первом месте стоят такие черты личности, которые несомненно можно отнести к компетенциям, например, самостоятельность, умение общаться в любой ситуации, владение компьютерными технологиями, вла-дение несколькими языками и др.
Таким образом, мы видим, что родители заинтересованы в практико-ориентированном об-разовании.
В современных условиях образование должно обеспечивать мобильность и конкурентоспособность будущих выпускников школы, формировать на компетентностной основе социально активную личность. Так как в современной педагогической науке проблема формирования социаль-ной компетентности учащегося в воспитательной системе школы находится в начальной стадии разработки, становится очевидным необходимость ее разрешения. Данная программа формирования социальной компетентности учащегося опирается на философские, педагогические основания воспитательной системы, заложенной в концепции воспита-тельной системы школы, и представляет собой описание задач, содержания и примерной тематики классных часов по основным составляющим социальной компетентности, (с учетом возрастной специфики, ценностных предпочтений, выявленных в ходе социологического исследования «Ценности, которые мы выбираем»). Программа является руководством в профессиональной деятельности классного руководителя при планировании воспитательной работы, как всего классного коллектива так и отдельной программы работы с учащимися. В целях реализации индивидуальной программы формирования социальной компетентности ребенка в рамках воспитывающего пространства класса разработана маршрутная карта учащегося «Ступени роста». Ученик самостоятельно с учетом рекомендаций классного руководителя, товарищей, родителей, педагогов-психологов, работающих в службе психологического сопровож-дения школы, планирует индивидуальную траекторию самореализации в соответствии со своими возрастными особенностями, ценностными предпочтениями, циклом деятельности школы.
Развитая социальная компетентность, как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Данная система отображена в таблице.
В качестве теоретической основы содержательного анализа социальной компетентности принимаются представления о структуре предметной деятельности. Особо важным является выде-ление ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресур-сов) средствах деятельности. Как и всякое действие, формирование социальных компетенций включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностик и компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в соци-альных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики. При разработке программы проблема диагностики встала для меня очень остро. Мы пере-брали множество критериев и остановились на допущении диагностической ценности, в данной ситуации, коммуникативной компетенции через понятие «эмоциональный интеллект». Не вдаваясь в глубокие теоретические подробности, можно определить это свойство как всеобщий коммуникативный показатель, который отображает очень важные свойства и качества, такие как: 1. Эмоциональная осведомленность 2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоцио-нальная неригидность) 3. Коммуникативная самомотивация 4. Эмпатия 5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоцио-нальное состояние других людей).
Программа «Возрождение»- практическая реализация изложенных выше теоретических позиций, в которой соблюдаются ряд принципов. - возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; - оптимистической стратегией при определении задач воспитания; - учет интересов, потребностей и способностей ребёнка; - подготовленностью детей к социальной самозащите. - включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; - стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; - оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации. Особенностью данной программы является то, что она строится на принципах организации процесса и создание условий для развития социальной компетентности учащихся: обновление социальных представлений, ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков, которая предполагает выделение следующих этапов реализации программы, отображенные в таблице:
Сроки реализации программы: Сентябрь 2009 года – май 2011 года. (9 – 10 класс) Механизм реализации программы 1-ый этап – проблемно-диагностический. (август - сентябрь 2009 года) На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, исполь-зование методик и проведение диагностик). По результатам работы составляется «Психологиче-ский портрет», обсуждается и составляется индивидуальный план на два года, в котором предпо-лагается: -выявление имеющихся ресурсов; -постановка цели на предстоящий учебный год; -определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка. На первом этапе осуществляются следующие виды общей познавательной активности. (План мероприятий см. в практической части программы )
Классный руководитель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показы-вает, что, изучая детей, педагоги-воспитатели используют как традиционную методику, так и аль-тернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратко-временные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а также эффективность воспи-тательного процесса.
Работа в пространстве программы «Возрождение» только часть моей работы как классного руководителя, так как предполагает только индивидуальную работу с конкретным ребенком. В приложение к программе № 2 я разместила свой план работы с ребенком. Он достаточно объемен и, самое главное, выполнимый и выполняем. В этот план как особый раздел включена работа с ро-дителями так как считаю, что без поддержки родителей невозможно эффективно выполнять обязанности классного руководителя. Все годы работы с классом я придерживалась собственной концепции организации взаимодействия с родителями.
Считаю, что в этом периоде и с этим ребенком я отработала основные элементы программы. И думаю, что это очень эффективная и полезная программа. Если год работы в программе сумел изменить систему взаимоотношения девочки как с родителями, с педагогами и сверстника-ми, то за больший период я сумею добиться гораздо большего. И, конечно, сама буду находиться в постоянном контакте и с детьми и с родителями. Это главное, что есть в нашей работе и сущность нашего учительского счастья. Научить детей и родителей понимать друг друга - это ли не маленькая победа. И когда я думаю об этом, то вспоминаю слова великого Гетте, который сказал «Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад». И пусть как можно больше будет подобных садов, выращенных в наших школах и возле наших сердец.