Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, который был утерян за последнее десятилетие. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. В практике работы с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:
1. «Роль родительских ожиданий» (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания). Сводится ли воспитание к обучению или это общение?
3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля над поведением ребенка)
4. «Как мы наказываем детей» (способы наказания: эффективные и неэффективные)
5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребен-ком).
6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разреше-ния, обоюдно выигрышная позиция в конфликте).
7. «Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку» (Воз-растные особенности нервной системы и поведения детей в период 5-ти летнего и 6-ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте). Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания.
Здесь вы можете познакомиться с практическими разработками "Уроков общения". они мне очень нравятся и после пведения я всегда чквствую моральное удовлетворение от того,что все получилось, а самое главное понравилось детям
Работа в пространстве программы «Возрождение» только часть моей работы как классного руководителя, так как предполагает только индивидуальную работу с конкретным ребенком. В приложение к программе № 2 я разместила свой план работы с ребенком. Он достаточно объемен и, самое главное, выполнимый и выполняем. В этот план как особый раздел включена работа с ро-дителями так как считаю, что без поддержки родителей невозможно эффективно выполнять обязанности классного руководителя. Все годы работы с классом я придерживалась собственной концепции организации взаимодействия с родителями.
Считаю, что в этом периоде и с этим ребенком я отработала основные элементы программы. И думаю, что это очень эффективная и полезная программа. Если год работы в программе сумел изменить систему взаимоотношения девочки как с родителями, с педагогами и сверстника-ми, то за больший период я сумею добиться гораздо большего. И, конечно, сама буду находиться в постоянном контакте и с детьми и с родителями. Это главное, что есть в нашей работе и сущность нашего учительского счастья. Научить детей и родителей понимать друг друга - это ли не маленькая победа. И когда я думаю об этом, то вспоминаю слова великого Гетте, который сказал «Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад». И пусть как можно больше будет подобных садов, выращенных в наших школах и возле наших сердец.
Классный руководитель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показы-вает, что, изучая детей, педагоги-воспитатели используют как традиционную методику, так и аль-тернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратко-временные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а также эффективность воспи-тательного процесса.
Сроки реализации программы: Сентябрь 2009 года – май 2011 года. (9 – 10 класс) Механизм реализации программы 1-ый этап – проблемно-диагностический. (август - сентябрь 2009 года) На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, исполь-зование методик и проведение диагностик). По результатам работы составляется «Психологиче-ский портрет», обсуждается и составляется индивидуальный план на два года, в котором предпо-лагается: -выявление имеющихся ресурсов; -постановка цели на предстоящий учебный год; -определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка. На первом этапе осуществляются следующие виды общей познавательной активности. (План мероприятий см. в практической части программы )
Программа «Возрождение»- практическая реализация изложенных выше теоретических позиций, в которой соблюдаются ряд принципов. - возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; - оптимистической стратегией при определении задач воспитания; - учет интересов, потребностей и способностей ребёнка; - подготовленностью детей к социальной самозащите. - включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; - стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; - оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации. Особенностью данной программы является то, что она строится на принципах организации процесса и создание условий для развития социальной компетентности учащихся: обновление социальных представлений, ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков, которая предполагает выделение следующих этапов реализации программы, отображенные в таблице:
В качестве теоретической основы содержательного анализа социальной компетентности принимаются представления о структуре предметной деятельности. Особо важным является выде-ление ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресур-сов) средствах деятельности. Как и всякое действие, формирование социальных компетенций включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностик и компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в соци-альных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики. При разработке программы проблема диагностики встала для меня очень остро. Мы пере-брали множество критериев и остановились на допущении диагностической ценности, в данной ситуации, коммуникативной компетенции через понятие «эмоциональный интеллект». Не вдаваясь в глубокие теоретические подробности, можно определить это свойство как всеобщий коммуникативный показатель, который отображает очень важные свойства и качества, такие как: 1. Эмоциональная осведомленность 2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоцио-нальная неригидность) 3. Коммуникативная самомотивация 4. Эмпатия 5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоцио-нальное состояние других людей).
Развитая социальная компетентность, как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Данная система отображена в таблице.
В современных условиях образование должно обеспечивать мобильность и конкурентоспособность будущих выпускников школы, формировать на компетентностной основе социально активную личность. Так как в современной педагогической науке проблема формирования социаль-ной компетентности учащегося в воспитательной системе школы находится в начальной стадии разработки, становится очевидным необходимость ее разрешения. Данная программа формирования социальной компетентности учащегося опирается на философские, педагогические основания воспитательной системы, заложенной в концепции воспита-тельной системы школы, и представляет собой описание задач, содержания и примерной тематики классных часов по основным составляющим социальной компетентности, (с учетом возрастной специфики, ценностных предпочтений, выявленных в ходе социологического исследования «Ценности, которые мы выбираем»). Программа является руководством в профессиональной деятельности классного руководителя при планировании воспитательной работы, как всего классного коллектива так и отдельной программы работы с учащимися. В целях реализации индивидуальной программы формирования социальной компетентности ребенка в рамках воспитывающего пространства класса разработана маршрутная карта учащегося «Ступени роста». Ученик самостоятельно с учетом рекомендаций классного руководителя, товарищей, родителей, педагогов-психологов, работающих в службе психологического сопровож-дения школы, планирует индивидуальную траекторию самореализации в соответствии со своими возрастными особенностями, ценностными предпочтениями, циклом деятельности школы.