В качестве теоретической основы содержательного анализа социальной компетентности принимаются представления о структуре предметной деятельности. Особо важным является выде-ление ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресур-сов) средствах деятельности. Как и всякое действие, формирование социальных компетенций включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностик и компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в соци-альных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики. При разработке программы проблема диагностики встала для меня очень остро. Мы пере-брали множество критериев и остановились на допущении диагностической ценности, в данной ситуации, коммуникативной компетенции через понятие «эмоциональный интеллект». Не вдаваясь в глубокие теоретические подробности, можно определить это свойство как всеобщий коммуникативный показатель, который отображает очень важные свойства и качества, такие как: 1. Эмоциональная осведомленность 2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоцио-нальная неригидность) 3. Коммуникативная самомотивация 4. Эмпатия 5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоцио-нальное состояние других людей).
Развитая социальная компетентность, как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Данная система отображена в таблице.
В современных условиях образование должно обеспечивать мобильность и конкурентоспособность будущих выпускников школы, формировать на компетентностной основе социально активную личность. Так как в современной педагогической науке проблема формирования социаль-ной компетентности учащегося в воспитательной системе школы находится в начальной стадии разработки, становится очевидным необходимость ее разрешения. Данная программа формирования социальной компетентности учащегося опирается на философские, педагогические основания воспитательной системы, заложенной в концепции воспита-тельной системы школы, и представляет собой описание задач, содержания и примерной тематики классных часов по основным составляющим социальной компетентности, (с учетом возрастной специфики, ценностных предпочтений, выявленных в ходе социологического исследования «Ценности, которые мы выбираем»). Программа является руководством в профессиональной деятельности классного руководителя при планировании воспитательной работы, как всего классного коллектива так и отдельной программы работы с учащимися. В целях реализации индивидуальной программы формирования социальной компетентности ребенка в рамках воспитывающего пространства класса разработана маршрутная карта учащегося «Ступени роста». Ученик самостоятельно с учетом рекомендаций классного руководителя, товарищей, родителей, педагогов-психологов, работающих в службе психологического сопровож-дения школы, планирует индивидуальную траекторию самореализации в соответствии со своими возрастными особенностями, ценностными предпочтениями, циклом деятельности школы.
К результатам работы школы стали предъявляться социокультурные общественные требования - соответствовать развитию страны. Сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, перспектив молодежи: "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель” ( из речи президента В.В. Путина).
Какие качества или компетенции необходимо развивать классному руководителю в работе с детьми, чтобы профессиональная жизнь выпускника не была бы исковеркана несоответствием запросам рынка. По данным статистики сегодня 30% не удовлетворены полученным образованием. Кроме того, проведенное в прошлом учебном году анкетирование родителей моего класса показало, чего они хотят от своих детей: у большинства анкетируемых(98%) на первом месте стоят такие черты личности, которые несомненно можно отнести к компетенциям, например, самостоятельность, умение общаться в любой ситуации, владение компьютерными технологиями, вла-дение несколькими языками и др.
Таким образом, мы видим, что родители заинтересованы в практико-ориентированном об-разовании.
Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. Каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические ка-чества личности выпускника школы. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Программа «Возрождение» является экспериментом по социально-педагогической коррекции несо-вершеннолетних подростков с нарушением поведения и склонных к асоциальным формам деятельности. Необходимость данной программы обусловлена возрастающей потребностью общества в активной соци-ально-педагогической коррекции подростков с нарушением развития и поведения.
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
Я давно хотела поработать в пространстве коллективных творческих дел. но все не решалась. Хватало других идей и поводов для педагогического экспериментирования. Но вот мои дети выросли и я подумала, что скоро принимать новых. а это значит необходимо отработать желанную методологию. в потому все планирование работы для моих 8- классников отработала на сочетании принципов традиционных и КТП. Что же у меня получилось? Вы можете ознакомиться с моим планом. Вданный вариант я не вносила традиционные разделы и то, что мы, классные руководители, делаем всегда. Представляю только часть, которая относится к КТД
Я давно определила критерии эффективности воспитательноя системы для себя и регулярно провожу мониторинг по самым важным, с моей точки зрения, показателям
Воспитательная система, которая сформировалась в нашем классе состоит из нескольких основных компонентов, которые мне кажутся, естественными. Воспитательная система для меня - это способ организации и жизнедеятельности класса, который представляет возможность полного развития каждому ребенку и целесообразными