Структура нашей воспитательной системы: 1. Индивидуально- групповой компонент: 1.1. Классный руководитель. 1.2. Учащиеся класса 1.3. Родители учащихся. 1.4. Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Главную роль в построении, функционировании, развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым центральным звеном воспитательной системы в своем классе. Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности. 2. Ценостно-ориентационный компонент, он включает в себя следующие элементы: 2.1. Цели и задачи воспитания. 2.2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 2.3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
При разработке цели я всегда учитываю следующее : - Цель и задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка, на формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов. - Содержание цели и задач должно предусматривать овладение целостной системой знаний, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности. - Целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями членов классного сообщества. - Цели и задачи должны быть четко и ясно сформулированными и диагностичными.
3. Функционально-деятельностный компонент: 3.1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 3.2. Основные функции воспитательной системы. 3.3. Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества. Выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность, функционирование и развитие ее основных элементов и связей, основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: - Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научной картины мира - Воспитатёльную, содействующую нравственному становлению личности - Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды. - Компенсирующую и предполагающую создание дополнительных условии для творческих способностей детей, их самореализации. - Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных усилий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.
4. Пространственно-временной компонент: 4.1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботится об установлении и укреплении связей класса со сверстниками коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
5. Диагностико-аналитический компонент: 5.1. Критерии эффективности воспитательной системы; 5.2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; 5.3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов