Теоретическое обоснование программы
В современных условиях образование должно обеспечивать мобильность и конкурентоспо-собность будущих выпускников школы, формировать на компетентностной основе социально ак-тивную личность. Так как в современной педагогической науке проблема формирования социаль-ной компетентности учащегося в воспитательной системе школы находится в начальной стадии разработки, становится очевидным необходимость ее разрешения. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта воспитатель-ной работы в других учебных заведениях позволил определить теоретическую часть разработки. Общей теоретико-методологической базой инновационной работы послужили идеи и положения, разработанные в теории системного подхода в образовании (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Н.В. Кузьмина и др.); психологических теориях деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.); теории компетентностного подхода в образовании (И.А. Зим-няя, А.К. Маркова, Л.М.Митина, Л.А. Петровская и др.); теории воспитательных систем (Е.В. Бон-даревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов, Н.Е. Щуркова и др.); управления образовательными системами (В.Т. Афанасьев, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, М.М. Поташник и др.). Диалектическое положение о всеоб-щей связи, отраженной в философских и педагогических концепциях деятельностного подхода к формированию личности было отражено в трудах В.А Вильчинского, В.В. Давыдова, В.В. Краев-ского, Н.Д. Никандрова, С.Л. Рубинштейна и др.. Анализ научной литературы позволил нам уточ-нить ключевые понятия исследовательской разработки: «воспитание», «социализация личности», «воспитательная система», «компетентность», «социальная компетентность». Отталкиваясь от по-зиции ряда отечественных исследователей, мы видим закономерность и значимость для практиче-ской работы соотнесенности направлений воспитания и таких составляющих социальные компе-тентности, как: - - информационно - познавательные компетентности (сферы познавательной деятельности); - профессиональные компетентности (социально-трудовая сфера); - духовно-нравственные, гражданско-правовые компетентности; - эстетические компетентности (сфера культурно-досуговой деятельности). Каждая из составляющих социальной компетентности включает в себя: - готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); - опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); - отношение к содержанию компетентности (ценностно-смысловой аспект); Данная программа формирования социальной компетентности учащегося опирается на философские, педагогические основания воспитательной системы, заложенной в концепции воспита-тельной системы школы, и представляет собой описание задач, содержания и примерной тематики классных часов по основным составляющим социальной компетентности, (с учетом возрастной специфики, ценностных предпочтений, выявленных в ходе социологического исследования «Ценности, которые мы выбираем»). Программа является руководством в профессиональной деятельности классного руководителя при планировании воспитательной работы, как всего классного коллектива так и отдельной программы работы с учащимися. В целях реализации индивидуальной программы формирования социальной компетентности ребенка в рамках воспитывающего пространства класса разработана маршрутная карта учащегося «Ступени роста». Ученик самостоятельно с учетом рекомендаций классного руководителя, товарищей, родителей, педагогов-психологов, работающих в службе психологического сопровож-дения школы, планирует индивидуальную траекторию самореализации в соответствии со своими возрастными особенностями, ценностными предпочтениями, циклом деятельности школы. При этом деятельность по саморазвитию включает этапы: - анализ и оценка исходной ситуации; - выбор цели и содержание деятельности по составляющим социальной компетентности; - указание выполненного задания; - оценка достигнутого результата. Маршрутная карта «Ступени роста» предполагает совместную работу ученика и классного руководителя по заполнению отдельных разделов (в разделе «Оценка достигнутого результата» пометки по желанию учащегося могут делать классные руководители т.д.) Практическая значимость инновационного программы определяется тем, что: - предложено методическое обеспечение модели формирования социальной компетентности учащегося, включающее создание блочно-целевой программы, структуру управления, комплект технологии индивидуальной траектории развития учащегося «Ступени роста», систему рей-тинговой оценки учащихся класса в целом; - разработаны программно-нормативные документы модернизации воспитательного процесса; - апробирована система тренинговых интенсивных курсов личностного развития «Я – лидер!», «Перешеек», «Интеллектуал», «Креатив», методика проведения ежегодных творческих сборов «актива класса по личностно-ориентированной воспитательной технологии И.П. Иванова; - апробированы новые PR-технологии, в том числе с применением мультимедийного оборудова-ния. Развитая социальная компетентность, как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Данная система отображена в таблице.
|