В качестве теоретической основы содержательного анализа социальной компетентности принимаются представления о структуре предметной деятельности. Особо важным является выде-ление ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресур-сов) средствах деятельности. Как и всякое действие, формирование социальных компетенций включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностик и компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в соци-альных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики. При разработке программы проблема диагностики встала для меня очень остро. Мы пере-брали множество критериев и остановились на допущении диагностической ценности, в данной ситуации, коммуникативной компетенции через понятие «эмоциональный интеллект». Не вдаваясь в глубокие теоретические подробности, можно определить это свойство как всеобщий коммуникативный показатель, который отображает очень важные свойства и качества, такие как: 1. Эмоциональная осведомленность 2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоцио-нальная неригидность) 3. Коммуникативная самомотивация 4. Эмпатия 5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоцио-нальное состояние других людей). Фактически, по признанию многих исследователей, эмоциональный интеллект внутренне конгруэнтен понятию коммуникативного потенциала. Эмоциональный интеллект - это навык по-нимания своих чувств и эмоций. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Есть определение, в котором эмоциональный интеллект часто определяют как коммуника-тивный интеллект и средство управления состояниями взаимодействия (”state management”) и принятия (”acceptance”) то есть определяется, что это предопределяет понимание своих эмо-ций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмо-циональной компетентности особенно актуально для повышения психологической культуры педагогов. Дело в том, что авторитетного учителя учащиеся всегда наделяют «эмоциональной рефе-рентностью»: у такого педагога школьники черпают эмоциональную информацию, которую затем используют для осмысления происходящего. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важ-ные качества, необходимые для успешного взаимодействия взрослых с детьми. Понять, это значит организовать взаимодействие. Именно в позициях нашей программы это особенно важно. Мы выбрали, как основную, диагностическую методику Н.Холла. Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения лично-сти, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на принятия решений, обес-печивать эффективное взаимодействие людей на различных уровнях. Основой допустимости тако-го выбора послужили работы кандидата психологических наук, доцента Полоцкого государствен-ного университета И.Андреевой (http://epolotsk.com/psy/index.php?lng=ru) I. Диагностика психических состояний и свойств личности: • Методика определения акцентуаций характера «Чёртова дюжина"; • Методика Айзенка APQ; • Методика диагностики пока для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДПП-П»; • Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко; • Экспресс-диагностика психо-эмоциональных состояний. II. Диагностика межличностных отношений • Методика диагностики межличностных отношений Лири; III. Исследование познавательной сферы и склонностей. • Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» • Субтесты Айзенка на общее интеллектуальное развитие.
|