Уроки общения
2.1. Урок общения «Я говорю - ты говоришь»
Цель: знакомство с группой; формирование взаимного доверия; освоение правил функцио-нирования группы; знакомство с принципом безоценочного (безусловного принятия).
Ход занятия: I. "Разминка".
1. Игра "Знакомство - имя" (представиться группе сначала от своего имени, а потом от име-ни своего ребенка). Можно назвать свой возраст, профессию, интересы.
2. Психологическое упражнение "передача хлопков по кругу" (затем цвета, чувства раздра-жения и благодарности).
3. Знакомство участников с основными правилами работы в группе (обращаться по имени и на "ты", открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие "здесь и теперь", избегать не-посредственных оценок друг друга).
I. Основная часть
1. Инвентаризация проблем: написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с деть-ми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках:
*Проблемы ребенка *Мои проблемы *Наши общие проблемы 1. Обсуждение проблем по вопросам:
- Какой столбик заполнен больше остальных?
- Почему так получилось?
- Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка?
1. Упражнение "Идеальный родитель и ребенок". Лист бумаги делится на две части и запи-сываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются, и ведущий предлага-ет ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участ-ников листы рвутся и выбрасываются.
2. Знакомство и обсуждение принципа безусловного принятия человека, ребенка.
3. Способы безусловного (вербального и невербального) принятия ребенка : - упражнение "Глаза в глаза"; - упражнение "Встреча ребенка как самого лучшего друга"; - упражнение вербальных способов принятия: "Я хочу тебе подарить; мне нравится в те-бе..."
III. Заключительная часть
1. Обмен впечатлениями друг о друге и о ходе занятия,
2. Домашнее задание: В течение следующей недели (двух-трех дней) постараться отследить и посчитать количество эмоционально "теплых" и холодных высказываний по отношению к ребенку. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние привет-ствия и поцелуи на ночь). Ритуал прощания.
2.2. Урок общения «Мир дому твоему»
Цель: дать представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возник-новения эффекта непослушания; и способствовать осознанию собственных стереотипов в воспи-тании ребенка. I. "Разминка".
1. Упражнение "Ассоциации".
2. Упражнение "Я рад(а)".
3. "Поводырь и слепец".
II. Основная часть 1. Упражнение "Смена ролей": диалог 2-3 минуты в разных позициях. Один участник игра-ет роль ребенка и сидит (стоит) на стуле, а другой - родитель, усаживается возле стула.
2. Обсуждение и обмен чувствами, Дается понятие дистанции в общении и способ устране-ния негативных взаимоотношений между родителем и ребенком через изменение дистанции в процессе общения,
3. Упражнение "Смена ролей": 1) Участники следуют прежней инструкции, но стараются дотянуться друг до друга в тече-нии 30 секунд, т.е. один поднимает руку, другой опускает,
2) Позиции те же, но при выполнении упражнения участники не должны смотреть друг на друга, Дискуссия: обсуждение эффекта непослушания и безразличия, границ родительского вме-шательства в детские дела.
III. Заключительная часть.
1. Обмен впечатлениями в ходе занятия,
2. Упражнение "Дерево" и "Восковая палочка",
3. Домашнее задание: Описать круг дел (составить список), с которыми ваш ребенок в принципе мог справиться самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Выбрать из этого списка не-сколько дел и постараться не разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрить старания ре-бенка, несмотря на их результат.
4. Ритуал прощания.
2.3. Урок общения «Мера всех вещей»
Цель- обучение навыкам саморегуляции; поиск резервов; обучения способам эффективного слушания; осознание "дистанции" в воспитании ребенка.
I. "Разминка". 1. Упражнение "Озеро покоя",
2. Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выпол-нение серии упражнений: - "Снятие напряжения в 12 типах", - "Мое самое спокойное место", - "Вселенная".
II. Основная часть
1. Обучение умеющих слушать партнера по общению, а) Упражнение "Истинные и ложные утверждения": необходимо сообщить партнеру утвер-ждения, которые вы считаете истинными, А он должен повторить услышанное, стараясь подра-жать голосу, тону, интонации, выражению лица, позе партнера. Упражнение выполняется в парах со сменой ролей,
б) Упражнение "Ты - сообщения": один партнер произносит какие либо утверждения, кото-рые кажутся ему верными, а второй должен выслушивать не перебивая и повторить высказывание, начиная его словами: "Ты имеешь в виду, что ...". Его задача - трижды добиться согласия. Например: "Мне кажется, что здесь жарко", "Ты имеешь в виду, что тебе здесь дискомфортно?" "Да" и т.д. Упражнение выполняется несколько раз в парах сменного состава, 2. Знакомство с правилами эффективного слушания и их обсуждение: - слушать с полным вниманием то, что говорит собеседник; - избегать предварительных предубеждений о том, что собеседник собирается сказать; - не пользоваться чужими и предвзятыми оценками; - задавать вопросы, чтобы прояснить любые многозначные высказывания; - кратко пересказать собеседнику то, что он сказал. 3. Упражнение "Позиция сверху и снизу" (нападающий и потворствующий) . Выполняются в парах, Задача участников: один должен руководить действиями другого партнера, используя только руководящие указания. Исполнитель должен строго придерживаться рекомендаций. После выполнения идет обмен ролями и обмен чувствами, которые испытывали при выполнении упражнения. 4. Упражнение "соперничество": партнеры придумывают ситуацию взаимодействия, кото-рые они должны выполнить совместно/ при помощи жестов, пантомимики и рисунков-схем. На-пример: надо поднять стул и вынести его в коридор. 5. Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»: родители должны вспомнить и распре-делить 2-е колонки дела, обязанности; которые их дети могут выполнять самостоятельно и только при их участии. Обсуждение таблицы по вопросам: «Есть ли у вас столкновения с ребенком на почве вы-полнения каких-либо дел?», «Что он может выполнять и что он должен выполнять сам?», «При-думайте вспомогательное средство, которое могло бы заменить ваше участие в каком-либо деле ребенка».
III. Заключительная часть.
1. Обобщение предыдущих упражнений и вывод: «При взаимодействии с ребенком старай-тесь помнить о том, как вы общаетесь с ним». Постепенно снимайте с себя заботу и ответствен-ность за личные дела вашего ребенка, позволяйте ему ошибаться. Только тогда он будет взрослеть и становиться «самостоятельным». 2. Домашнее задание: Вместе с ребенком составьте таблицу «Сам и вместе». Обсудите все возможные перемещения из колонки «Вместе» в колонку «Сам», которые возможны в ближайшем будущем,
3. Ритуал прощания.
2.4. Урок общения «Поворот колеса фортуны»
Цель: диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации; обучение способам активного слушания; обучение навыку декодирования чувств ребенка. 1. Приветствие, 2. Упражнение «Я прав», 3. Упражнение «Передача хлопков по кругу». 4. Упражнение «Восприятие чувств ребенка»: родители заполняют таблицу, где перечисле-ны высказывания ребенка и варианты возможных чувств, которые испытывает ребенка. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств своего ребенка.
II Основная часть 1. Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком, а) Ребенок пришел из школы очень расстроенным и сообщает родителям о том, что больше туда никогда не пойдет; б) родителям предлагается вспомнить ситуации (1-2), когда им было трудно заставить ре-бенка что-либо выполнить, если он был не в настроении. 2. Правила поведения диалога по способу активного слушания. 3. Отработка навыка ведение "активного" диалога: а) группа работает вместе, обсуждая варианты ответов родителей на те или иные реплики (высказывания) детей; б) индивидуальная работа по заполнению 3-го столбца таблицы "Восприятие чувств ребен-ка", графа "Ваш ответ". Например, ребенку сделали укол он плачет и говорит "Доктор плохой!" Ваш ответ - "тебе очень больно и ты обиделся на доктора". III. Заключительная часть. 1. Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. Ответы на вопросы родителей. 2. Домашнее задание: начните применять "активный" диалог в общении с вашим ребенком, помня о правилах его ведения. Попробуйте отследить положительные и отрицательные последст-вия такого общения в своем и детском поведении.
3. Ритуал прощания. Цель: определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям; ре-конструкция коммуникаций между родителями и детьми; отработка навыка декодирования чувств ребенка.
2.5. Урок общения «Величайшая роскошь»
I. "Разминка". I. Психологическая разминка (напряжение - расслабление); 2. Игра "Восковая палочка"; 3. Обсуждение (метод дискуссии): впечатления от использования "активного" слушания в общении с ребенком, трудности "активного" слушания.
II. Основная часть. 1. Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми с использо-ванием специального каталога. 2. Разрывание коммуникативных установок по схеме: 1) Я вижу (что все твои игрушки разбросаны) 2) Я слышу (что ты говоришь...) 3) Я чувствую (усталость, раздражение и т.д.). 4) Я хочу, чтобы ты (убрал свои игрушки в коробку). 5) Если тебе понадобится помощь, то я готова тебе помочь. Упражнение практикуется в па-рах сменного состава с подбором конкретных ситуаций взаимодействия родителя с ребенком. 3. Работа с предыдущей таблицей (ситуации и речевое сообщение; причины неэффективно-сти высказывания). Задание: напишите для каждой из перечисленных выше ситуаций эффективные ответы-сообщения, избегая всех ранее перечисленных ошибок.
III. Заключительная часть. 1. Обсуждение результатов предыдущего упражнения, обмен чувствами, вопросы родите-лей, 2. Домашнее задание: попробуйте провести один день без слов критики и упреков в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода, Посмотрите на реакцию ребенка. 3. Ритуал прощания. Третий этап - реконструктивно-формирующий (занятия №6-№8). Общие задачи реализованные в ходе занятий №6-№8: обучение способам выхода из кон-фликтных ситуаций; дальнейшее осознание собственных чувств и установок по от-ношению к ре-бенку; обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения; расшире-ние сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения.
2.6. Урок общения «Тайна прикосновений»
Цели: развитие способности вербального и невербального самовыражения; обучение спо-собам "Я - сообщения"; тренаж выражен:--конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений. 1. "Разминка". 1. "Нестандартное приветствие": поздороваться ногами, ступнями, локтями, тыльными сто-ронами ладоней и т.п. 2. Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения: каждый уча-стник без слов должен изобразить загаданную ему вещь или животное, а остальные - угадывать её название, 3. Вспомнить несколько ситуаций, когда вы злились, раздражались из-за поведения (по-ступков, действий) своего ребенка. Обсуждение 2-3 ситуаций с выходом на проблему отрицатель-ных переживаний родителей и причин подготовивших их.
II. Основная часть. 1. Правило "Я - сообщения" и "Ты - сообщения": в каких случаях его следует применять; " + " и "-" "Я и Ты - сообщений", разбор нескольких ситуаций с перефразированием "Ты - сообще-ния" на "Я -сообщение". 2. Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель - ребенок. Задание: Заполнить таблицу с описанием ситуаций взаимодействия родитель - ребенок, ис-пользуя "Я - сообщения". 3. Анализ ошибок при использовании "Я - сообщения". 4. Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и "Я - сообщений". Сна-чала в группе, а потом в парах».
III. Заключение. 1. Упражнения на саморегуляцию и расслабление ("Мудрец", "Мое спокойное место"). 2. Обмен чувствами. Ответы на вопросы родителей, 3. Домашнее задание: попробовать использовать "Я - сообщения" в общении с ребенком, помня о том, что успех обязательно придет с опытом! 4. Ритуал прощания.
|