2-ой этап – организационно-деятельностный. (октябрь - ноябрь 2009года)
Классный руководитель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показывает, что, изучая детей, педагоги-воспитатели используют как традиционную методику, так и аль-тернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратко-временные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а также эффективность воспи-тательного процесса.
На этом этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении на-личного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. Проектирование личности отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности коллектива класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к лю-дям, к коллективу, самому себе.
Этот этап призван разнообразить процесс развития творческих способностей и спортивных возможностей учащихся. Этому способствует проведение следующих мероприятий (План мероприятий см. в практической части программы ).
1. Создание системы задач для обеспечения оптимального и плавного перехода ребёнка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития;
2. Получение дополнительного образования в различного рода кружках и секциях;
3. Консультации для поддержания в самостоятельной работе детей творческого начала.
3-ий этап – контрольно-диагностический. (январь - февраль 2010 года)
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его пси-хологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья; - исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации. Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, т.к. дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. (План мероприятий см. в практической части программы).
4-ый этап – коррекционный. (март – май 2010 года)
Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых, вос-питательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при состав-лении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельно-сти. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и са-монаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися. (План мероприятий см. в практической части программы).
5-ый этап – результирующе-закрепляющий. (сентябрь 2010 – май 2011 года)
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и ро-дителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени. Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также само-стоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмеша-тельство классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Воспитанник, самостоя-тельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осущест-вляется его самореализация. (План мероприятий см. в практической части программы).
|