С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них
он получает знания о мире, перенимает их
взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее
время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя
себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга
людей, умение общаться с ними необычайно важно.
Сегодня в нашей беседе мы рассмотрим
лишь одну проблему -проблему общения
подростков.
Во дворе вашего дома вы часто видите играющих ребят,
среди них есть и ваши дети. Присмотритесь к ним, понаблюдайте. Вот во двор выходит Петя, и ребята стайкой бросаются
к нему. Не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел и Миша,
но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Миша сам подходит к играющим. Его не
гонят, нет, ребятам просто не до него. А ведь Миша вовсе не плохой
мальчик. В чем же секрет?
Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем,
как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?
Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших
детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта
дружба, чем он обогащает друга? Кто из них задает тон в этой дружбе, а кто этот
тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Володей» - так, не
задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний
вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребенок дружит с
Володей, а не с Витей; за что он ценит Володю? А за что друзья ценят его
самого?
К сожалению, многие родители об этом не задумываются.
Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная
сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как
складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость,
отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание этой стороны взаимоотношений
позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Как утверждают психологи, в подростковом возрасте становится возможным
познание и оценка такого сложного феномена, каким является
нравственно-психологический облик человека.
Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими
его людьми - родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся
в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования,
и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если
сможет ответить этим требованиям.
Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к
мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у
них возникают свои требования к поступкам и отношениям как сверстников,
так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является уважение со стороны тех ребят, которых он,
справедливо или нет, считает более взрослыми, более умными, сильными,
знающими, в чем-то более умелыми.
Две системы отношений - со сверстниками и взрослыми
-подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в
них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте.
«Видела вашего Юру на улице с ребятами, - рассказывает соседка Юриной маме, -
Вот раскомандовал-ся! Этот пойди сюда, а этот сделай то, и все его слушаются.
Прямо генерал!» «Мой Юра? - удивляется мама. - Тихий, послушный, в доме его
голоса не слышно. Да разве он умеет командовать?»
Дома Юрой командуют все: и мама, и бабушка, и старший брат. Юра слушается, подчиняется, но и учится
командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то,
что усвоил дома.
А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла
к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Анечка -
деспот в семье», - с горечью говорит бабушка. Но с подругами Анечка ведет себя
иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более
взрослые, и Аня им послушно подчиняется.
Две системы отношений - и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе
подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего,
ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их
реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок
практически имеет возможность выступить как в роли командира, так и в роли
исполнителя.
Именно поэтому общение со сверстниками становится в
эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным
фактором его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность
померяться силами - физическими и духовными - с равными себе, ощутить и
оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее,
богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт
социального общения; практику жизни в коллективе.
В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев
оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов
общественно правильного поведения. Общение способствует формированию
познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.
Под влиянием товарищей подросток
может иногда измениться самым неожиданным образом: один станет вдруг
непослушным, грубым, дерзким, на другого
общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над
причинами таких неожиданных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу
дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за
углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» - друзья ваших
детей. Именно они подчас незаметно и быстро изменяют ваших детей так, как вам
не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну
или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой - во
многом зависит от вас.
Зная, что общение со сверстниками - необходимое и
важное условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к
товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно
отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и
ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга.
На примере двух ситуаций рассмотрим, как формируются отношения ваших детей с
ровесниками.
Дима. Мальчик тихий, застенчивый, неуверенный в себе и
порой просто побаивавшийся общества шумных задиристых сверстников. Друзей у
него почти не было.
Дима рос в рабочей семье. Отец, столяр-краснодеревщик,
очень любил свою работу, много мастерил дома и часто с увлечением рассказывал
Диме о тонкостях своей профессии. Дима нередко принимал участие в обсуждении
эскизов и проектов будущих изделий.
От отца к мальчику перешла
любовь к живописи, к скульптуре. Всех
членов семьи связывали очень теплые отношения. Казалось, причин для каких-либо
волнений в этой семье нет и быть не может. «У меня самые лучшие родители на
свете», - с гордостью сказал однажды Дима.
В V классе с Димой произошли резкие перемены: замкнутого,
тихого мальчика словно подменили. Он стал целыми днями пропадать в школе, с
увлечением выполнять разные поручения, записался во многие кружки. Потребность
в общении с ребятами была настолько велика, что пересилила особенности
характера Димы - робость, застенчивость, неуверенность в себе; он становился
все более общительным и активным.
Но теперь Дима стал хуже учиться. И это беспокоило
родителей. Они начали его контролировать. В ответ на это он стал прибегать к
различным уловкам, лишь бы уклониться от вмешательства в свои дела: «Не
задали! Сделал все в школе. Забыл дневник». Он твердо держался своей линии:
учиться так, чтобы не оставили на второй год.
Если раньше родители не
испытывали трудностей в воспитании сына,
то теперь эти трудности появились. Отмечая настойчивость и непослушание Димы,
мама говорила: «Разве я могла предположить, что он будет таким? Ведь всегда был
настолько хорош, что оставалось только пылинки с него сдувать. А теперь?»
Семейные конфликты возникали и в
связи с появившимися у Димы новыми
стремлениями и привычками, которые он перенимал у старших ребят. Он все время рвался уйти из дома под разными предлогами.
Запреты на него не действовали, он замыкался в себе. И продолжал поступать
по-своему. Беседы классного руководителя с Димой также не помогали.
Диме было неприятно доставлять огорчения родителям. Однако
влияние друзей и безудержное желание выглядеть самостоятельным и взрослым было
сильнее этих переживаний, и очень часто Дима поступал вопреки требованиям и
просьбам родителей. Он стал скрывать от них
проступки, которые вызывали их недовольство, плохие оценки.
В школе Дима был иным, чем дома. На уроках он вел себя
хорошо и почти не получал замечаний, основные требования классного руководителя
выполнял без возражений. В школе Дима как
бы заранее избегал всяких осложнений и конфликтов, чтобы не оказаться в
унизительном положении. Ведь здесь на него смотрели не только взрослые, но и
ребята. А получить замечание от взрослого при сверстниках - это уже
общественная оценка.
Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку.
Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и
поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит
насмешка. Даже то, что взрослым иногда
кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспринято подростком
как обида и оскорбление.
Мир сверстников так притягателен для подростка потому,
что он дает подростку возможность сравнить
себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить -
и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!
Оценка самого себя - совершенно необходимое условие
развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он
учится оценивать себя сам. Мир сверстников тем и привлекателен для подростка,
что здесь он имеет возможность проверить, примерить к себе, глубже понять мир
взрослых, приобщиться к нему.
Специфические проблемы вызывают определенное отношение
ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще
всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые,
сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют,
начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему
очень нужны ребенку.
Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не
задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных
ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он
также и сравнивать своих родителей с другими
людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к
действиям, образу жизни родителей.
Критическая настроенность
молодых людей, их стремление к самостоятельности,
независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих
вопросов повседневной жизни является одним
из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми
подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка.
Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета,
возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над
причинами таких явлений.
Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими
детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему
ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом,
понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.
Однако в любом случае, независимо от того, как
складываются отношения с подрастающими
детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их
оценивают. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить
такие сведения.
|