Ведение SMS-дневника - идея, заимствованная из Болгарии. Там действует автоматизированная система информирования, работающая на технологии GSM-SMS в автоматическом режиме. Родители подписываются на нее платно в обязательном порядке, как на любую услугу мобильной связи, и получают сведения: об итоговых оценках детей за полугодия и год, общем количестве пропущенных уроков за отчетный период и результатах экзаменов. В отечественной системе образования в наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников - актуальная задача, решением которой являются SMS-дневники. Их использование позволяет с минимальными техническими, временными и материальными затратами информировать родителей об успеваемости их детей, а также решать определенные вопросы. Все родители имеют мобильные телефоны, поэтому я могу в удобное для меня время отправлять им SMS-сообщения как с рабочего, так и с домашнего компьютера. Данная форма работы позволяет в оперативном режиме информировать родителей об оценках и успеваемости их детей, сообщать о замечаниях и предлагать рекомендации. Такая система общения используется также для приглашения родителей на собеседования и родительские собрания. Каждую неделю после проверки дневников формируется Табель успеваемости проблемных учеников (оценки по предметам, вызывающим затруднения), затем соответствующая информация отправляется родителю ученика (либо вклеивается в дневник, либо отправляется на e-mail); т. е. родители всегда осведомлены об оценках детей и, в случае необходимости, оперативные меры предпринимаются незамедлительно.По факту нарушения дисциплины или непосещения школы (прогулы) учащимся родители также оперативно получают SMS-информацию. Следующим новым методом работы с учащимися и родителями являются Интернет - консультации.В настоящее время почти у каждого ребенка моего класса дома или у его родителей на работе есть компьютер с выходом в Интернет. На родительском собрании я сообщаю свой электронный адрес. Родители учащихся заняты на работе, и часто у них нет времени прийти на консультации и лектории для родителей, которые мы проводим в нашей школе. Также им трудно получать своевременную полную информацию о жизни класса и школы, где большую часть дня проводят их дети. Таким образом, Интернет - консультации нужны родителям для того, чтобы узнать новости класса, уточнить время проведения дополнительных занятий, задать вопросы классному руководителю и администрации школы. С прошлого учебного года этим средством связи со мной стали пользоваться и мои дети: предупреждают о болезни; задают вопросы, которые стесняются задать напрямую, присылают поздравления (что очень приятно). Так как я в своем классе преподаю физику, то иногда объясняю материал для болеющих детей дистанционно, т. е. ребенок получает объяснения по непонятным ему темам и информацию о домашнем задании через компьютер. Это снижает отставание в учебе часто болеющих детей. Информационный лист ученика - форма работы, которая проходит при непосредственном участии учителей-предметников. Накануне родительского собрания проводится собеседование с учителями-предметниками. Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и поведения каждого учащегося на уроках. Полученная информация используется для анализа и выявления основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. Без этого любые рассуждения классного руководителя на тему успеваемости будут иметь характер частных замечаний.Родителей всегда интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному ученику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, выделяю маркером тот или иной ряд оценок.При всей трудоемкости этой работы она себя оправдывает, т. к. известно, что обычный дневник не дает целостной картины успеваемости ученика. В конце полугодия и года к классному "Огоньку" делаем вместе с учениками класса распечатку данных листов в виде хит-парада, подобного музыкальному, с номинациями: "Прорыв" года, "Падение" полугодия; вручаются премии "Умники и умницы" и "Калоша". Обычно оценку учебной работе класса дают в интервью родители, учителя и сами ребята. Подобный электронный журнал успеваемости и посещаемости (для каждого учащегося это Информационный лист ученика) можно разместить и в Интернете. Для того, чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес учебного заведения и личный код ребенка.Однако следует отметить, что для успешной реализации всех перечисленных методик необходимое условие - компьютеризированная школа. В такой школе для эффективного контроля учебы каждый преподаватель сможет заносить оценки не только в журнал, но и в электронную базу данных. Пока не у всех школ и учителей есть финансовые возможности для обеспечения функционирования всех элементов этой сложной компьютерной программы. Основой для реализации этих технологий является ведение электронной версии журналов успеваемости в среде EXCEL. Сейчас для классных руководителей имеются такие программы, как: "1С:ХроноГраф Класс"-оригинальная разработка, где содержится:полная информация об учениках класса;список всех изучаемых классом предметов;список преподавателей, ведущих занятия в классе;распределение нагрузки преподавателей класса;расписание уроков класса;учет плановых мероприятий класса;формирование электронного классного журнала на основании составленного расписания;срезы по успеваемости и посещаемости учащихся;большой выбор отчетных форм на основании классного журнала, а также данных из личных карточек учеников класса. В задачу классного руководителя входит выявление индивидуальных особенностей ученика. Облегчает эту работу портфолио учащегося. Такая новая форма работы используется в школах России около пяти лет, но каждый классный руководитель всегда вносит свои дополнения, что позволяет говорить о возможности развития и доработки данного метода. Остановлюсь на основных пунктах, которые учащиеся моего класса вместе с родителями заносят в свои папки: 1. Сведения о поощрениях и наказаниях. 2. Портрет ученика в виде эссе (я сам о себе, мои интересы, надежды на этот год и т. д.). 3. Дипломы, грамоты, свидетельства, другие документы об успехах ученика. 4. Успеваемость по предметам: средний балл за триместр, место в рейтинге школы или класса; средний балл по каждому предмету на конец учебного отрезка. 5. Интересный случай, произошедший со мной в этом году, полугодии (эссе по итогам). 6. Мое участие в факультативных курсах, предметных кружках: мое мнение, мнение учителя. 7. Мои творческие и проектные работы, рецензия учителя. 8. Участие в творческих делах класса и школы: мое мнение, мнение классного руководителя (грамоты, дипломы, благодарности). 9. Страничка классного руководителя. 10. Страничка родителей. 11. Мои успехи за пределами школы. Проделанная за год работа дала позитивные результаты: постоянное взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками и родителями помогло выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учебой; учащиеся стремились улучшить успеваемость, т. к. обо всех успехах узнавали и одноклассники, и все участники учебного процесса.
|