Залогом успешной воспитательной
деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с
родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития
личности ребёнка. А следовательно, сделать родителей активными участниками
педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Её
решение представляется возможным, если в плане работы найдут отражение
следующие направления деятельности классного руководителя:
- изучение
семей учащихся;
- педагогическое
просвещение родителей;
- обеспечение
участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое
руководство деятельностью родительского комитета;
- индивидуальная
работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах
обучения, воспитания и развития учащихся.
Работа по
каждому из перечисленных направлений складывается из определённой совокупности
форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами
воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного
наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их
родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном обществе,
принципами взаимодействия учителя и родителя.
Какие формы и
методы работы с родителями может использовать учитель? Постараемся ответить на
этот вопрос, учитывая ранее выделенные нами направления деятельности классного
руководителя.
Изучение се6мей учеников позволяет
классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять их стиль
жизни, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это
направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими
формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения и
конкурс творческих работ «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские,
деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном
воспитании.
Педагогическое просвещение родителей
планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами
учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе
совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в
план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по
рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;
обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом
воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и др.
Противоречия этой проблемы
современной школы происходит из того, что общий образовательный уровень
родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости
их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и психологов
фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и
возрастающий интерес к ней в обществе.
Формы психолого-педагогического
просвещения родителей.
- Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед
началом родительских собраний в классах по специально разработанной
педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения
консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные педагоги
школы.
- Школьные и тематические конференции для родителей. Это могут
быть конференции, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Например, «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию», «Как помочь
школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Школьник
в рыночных отношениях современного общества», «Предупреждение
правонарушений несовершеннолетних» и др. Могут быть проведены и
конференции отцов, матерей, бабушек и дедушек…
- Родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их
групповых интересов: для родителей школьников-туристов, для родителей
школьников, избравших педагогическую профессию, для родителей одаренных
детей, для родителей трудных детей и т.д.
- Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем
на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и
классного коллектива, содержания и методики осуществляемого
воспитательного процесса. Эта форма родительского всеобуча наиболее
эффективна, но требует высокого уровня психолого-педагогической,
медицинской, юридической подготовленности классного руководителя.
Обеспечение участия родителей в
жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным
руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как
коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение
театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки
творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонте и в эстетическом оформлении
классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных
подобий; организация мини-кружков и клубов.
Педагогическое руководство деятельностью
родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана
воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и
организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями,
установления связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.
Индивидуальная работа с родителями
позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося,
добиться большего взаимопонимания в
поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный
руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные
беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития
ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
·
Оказание психолого-педагогической помощи
учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных
предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).
·
Оказание родителям психолого-педагогической
помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешение противоречий
подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период,
профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных
напитков, наркотических и токсических средств), профилактика правонарушений.
·
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями
учащихся: аморальными и противоправными, вовлекающими в пьянство и преступную
деятельность, семьями с повышенной конфликтностью, семьями, не обеспечивающими
надлежащего развития и воспитания детей, и т.п.
Информирование родителей о ходе и
результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется
классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний,
индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составление карт
развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников
наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей его достижений,
направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных
и поздравительных открыток.
Совет
ученого. Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить
взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов,
как:
·
обращение к чувству родительской любви и ее
уважение;
·
умение разглядеть в каждом ученике положительные
стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения предваряющей
положительной оценки;
·
высокое уважение личности отца и матери, их
родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.
|