Среди большого количества современных направлений информатизации образования введение интернет-технологий в образовательный контекст – одно из приоритетных. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, говорить о том, что мы перешли от постиндустриальной эпохи к эпохе информационной – стало уже общим местом, банальностью. Мы живем в эпоху информационного взрыва, когда информации вокруг невероятное количество, и сама она впервые за несколько тысячелетий развития цивилизации перестала быть ценностью. Слова «Кто владеет информацией – владеет миром», сказанные в начале XIX века, сегодня стали базовой категорией цивилизации. И одним из главных инструментов, позволяющих собирать, анализировать, представлять информацию, сегодня являются интернет-технологии. Во-вторых, уже на государственном уровне довольно четко прописан вектор развития отечественного образования. В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»1 читаем:
<…> важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. <… > В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. <…> Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении <…>. Очевидно, что при таком подходе одной из ключевых компетенций, актуализирующихся в системе школьного образования, становится формирование информационной культуры ученика. Эта востребованность, кстати, уже сегодняшняя реалия: достаточно посмотреть многочисленные требования рекрутинговых агентств (рынка труда), в которых фигурируют коммуникабельность, быстрая обучаемость, умение за минимум времени обрабатывать большие информационные массивы. Активное использование интернет-технологий в обучении – универсальный инструментарий для формирования информационной культуры. В-третьих, все большее количество учителей-практиков констатирует невозможность использования форм сообщающего, монологического обучения в работе с современными школьниками. Ученики мало приемлют традиционные для нашей методики репродуктивные формы обучения. Выросло поколение людей, которые используют Интернет (исключающий, как известно, монологическую модель) на новом уровне – как пространство обитания. Эти люди родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как естественное качество жизни – и они привыкли быть в сети2. Как показывает практика петербургских учителей, использование органичного для учеников веб-инструментария существенно повышает мотивацию к обучению. Как тут не вспомнить слова Сеймура Пейперта: «Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, машины или компьютерные программы. Люди создают что-то важное для них самих или их окружающих. <…> Чем большие возможности открывает оболочка для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи». Таким образом, внедрение интернет-инструментария в образовательный процесс школы – актуальная проблема. Очевидно, что сам по себе этот процесс не нормализуется, необходимо целенаправленное обучение учителей-практиков навыкам педагогически оправданного использования современных интернет-технологий. В этой статье мы описываем существующий петербургский опыт.
|