Активность (в отличие от реактивности или активизма) – внешнее состояние человека, проявляющееся в динамической деятельности, имеющей глубоко осознанные, мотивированные личностно значимые основания; одна из характеристик творческой личности, способной к преобразованию себя и среды при доминировании внутренних факторов (личностных смыслов, ценностей, переживаний и т.д.)
Антиценности – объективно существующие человеческие пороки, т.е. недостатки или избыточность добродетельных качеств; их источник противопоставлен Божественному, определяет все искушения и соблазны, которым подвержен человек.
Антиценности образования – преклонение перед силой авторитета; приоритет общего успеха над успехом отдельной личности; готовность принимать знания и перенимать опыт поведения “на веру”, без критических оценок и осмысления; ставка на усредненное движение к общей цели; вера в “абсолютные” истины’; простота “легких и быстрых” действий для решения любых задач и т.д.
“Закрытое” образование – деятельности обучения и воспитания, направленные на формирование конечных, однозначных, линейных знаний и примерного опыта поведения. Основные характеристики: материальность фактов; самодостаточность знаний, т.е. отсутствие потребности в сомнениях, критичности и переосмыслении учебного материала, соответственных действий с ним; прямая передача учебной информации; приоритет житейского (обыденного) опыта.
Воспитание (традиционно-формирующий подход) – специально организованная деятельность учителя по передаче социального опыта и формированию основ самоорганизации личности его учеников как базы для становления социально-профессиональных качеств (трудолюбия, патриотизма, творчества, справедливости, порядочности и т.д.); главная функция воспитания - обучение правилам жизни: передача опыта социального и профессионального поведения, формирование необходимых (с позиций уровня общественной культуры) качеств, свойств, привычек личности, и развитие ее способностей ( нравственных - умений различать добро и зло; творческих - умений проявлять свои задатки и способности: физические, музыкальные, театральные и т.д. ), решение частных воспитательных задач (воспитание общественной активности, убежденности, коллективизма); направляет педагогическую деятельность на создание образа ученика по заданному образцу; предписывает учителю выполнение ряда внешних воздействий, имеющих косвенное отношение к внутреннему миру ученика; подменяет собственно воспитание процессом социализации, который является одним из из его частных аспектов и т.д.
Воспитание (гуманистический подход) – специально организованная деятельность учителя по развитию основ самоорганизации и личностно окрашенного, ценностного отношения его учеников к трудолюбию, патриотизму, творчеству, справедливости, порядочности и т.д. Воспитание (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание - это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процессом передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления. Воспитание направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиций явной и неявной национальной культуры воспитания Воспитание может быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл.
Воспитательный процесс — целенаправленный, педагогически управляемый процесс позитивных изменений, происходящих во внутреннем мире и поведении личности в результате ее взаимодействия со средой, жизненными проблемами и средствами воспитания и самовоспитания.
Воспитательная ситуация — сочетание внешних и внутренних факторов воспитания, актуализирующее противоречия личностного развития, стимулирующее проявление субъектных свойств личности и изменение характера воспитательных отношений. Воспитательная среда — духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности. В системе личностно-ориентированного воспитания выделяют различные среды самореализации личности: среда родительского дома, академическая среда, оздоровительная среда, досуговая среда и др.
Воспитательное пространство — динамическая совокупность различных воспитательных сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется, воспитывается личность. Воспитательное пространство обладает свойствами протяженности во времени, глубины, содержательной наполненности, доступности для вхождения и выхода, из него личности. Воспитанность —
способность человека осуществлять нравственную саморегуляцию своей личности, отношений, поведения, строить свою жизнедеятельность в культурных формах, проявлять доброжелательность и терпимость в отношении к людям другой культуры.
Гуманизм – философский принцип, рассматривающий человека как высшую ценность и предписывающий необходимость рассмотрения всех явление событий, отношений в их «человеческом измерении», т. е. с позиций защты свободы и прав человека, создания условий для его развития и достойной человеческой жизни.
Гуманистическое образование – образование, построенное на идеалах, востребующих собственно человеческое начало в человеке.
Гуманность — человечность, свойство личности, проявляющееся в добром, сострадательном, сопереживательном отношении к другим людям и всему живому на Земле. Гуманное поведение проявляется в актах содействия, соучастия, заботы, помощи, поддержки. С этих позиций личностно-ориентированное воспитание может быть охарактеризовано как гуманитарная практика, направленная на очеловечивание (гуманизацию) воспитательной среды, воспитательных отношений и педагогическую поддержку личности в развитии и решении ее жизненных проблем.
Деятельность педагогическая — динамическая система взаимодействий субъекта педагогического процесса (учителя) с объектами и субъектами образования. В качестве объектов рассматривается учебный материал, в качестве субъектов — учащиеся. Д.П. характеризуется видами, направленностью, структурой, содержанием и формами. Виды Д.П. — образование, обучение, учение, воспитание, социализация. Направленность гуманистическая — на личностный рост ученика, достигаемый при ориентации Д.П. на ценностно-смысловую и ценностно-эмоциональную организацию учебно-воспитательного процесса. Направленность традиционная — на сумму знаний, умений, навыков и опыта поведения. Структура (компоненты) — мотивы, цели, задачи, условия, средства, результаты — определяются направленностью и содержанием. Содержание — коммуникативный, познавательный (когнитивный), мотивационный компоненты всех видов Д.П., необходимые для введения в изучаемые знания ценностно-эмоциональных и ценностно-смысловых оснований, способствующих пробуждению субъектности, дополнительности, открытости учащихся. Формы — внешняя сторона учебно-воспитательного процесса, отражающая характер взаимосвязей его субъектов (индивидуальная, групповая, коллективная, совместно-проектировочная и т.д.), включающая использование условий и средств, направленных на становление личностно-мотивированного образа знаний и опыта поведения.
Детство — период жизни человека от рождения до вступления в самостоятельную взрослую жизнь. По времени окончание детства совпадает, как правило, с окончанием школы, но это не означает, что человек сразу же становится взрослым. Взросление — процесс, сопровождающий детство и продолжающийся еще и после его окончания. Взрослого человека от ребенка отличает уровень физической и социальной зрелости, однако социальная незрелость в отдельных ситуациях может быть свойственна и взрослым людям. В традиционной системе воспитания детство рассматривается как период, выполняющий функцию подготовки человека к жизни. Считается, что ребенок как бы не живет самостоятельной жизнью, а под руководством взрослых лишь готовится к ней. Тем самым умаляется значение детства как самостоятельного периода жизни человека. В личностно-ориентированной системе воспитания повышается статус детства, которому придается не только самостоятельное, но и решающее значение во всей последующей жизни человека, так как именно в детстве формируются и развиваются личностные структуры сознания, которые становятся внутренними механизмами самоорганизации, саморазвития, саморегуляции личности, ее деятельности и поведения (ценности и смыслы, идеалы и убеждения, критическое и творческое мышление, позитивная самооценка и др.). При этом считается, что возможность личностного развития возникает в детстве не только под воздействием обучения и воспитания как педагогически управляемых процессов, а в силу специфических особенностей и форм отражения ребенком мира и себя в мире (посредством игры, фантазии, воображения, сопереживания). В детстве проявляются творческие способности, закладываются основы характера, физического, психического и нравственного здоровья личности. Все это делает детство уникальным, неповторимым периодом жизни человека, определяющим будущий путь индивидуального развития личности. Из этого следует необходимость охранительного отношения к детству и осуществления воспитания как процесса, воссоздающего целостный мир детства.
Духовности ядро – осознание и переживание человеком смысла жизни и собственных жизненных проблем в их связи с жизненными проблемами других людей, общества, устремленность к идеалу. Непременным проявлением духовности являются рефлексия, критическая самооценка, самосовершенствование, культурное саморазвитие.
Духовность — устремленность человека к высшим ценностям — истине, добру, красоте, стремление руководствоваться ими в жизни, обустраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического творчества. Духовность человека проявляется в наполненности его внутреннего мира экзистенциальными ценностями и личными смыслами. Жизнетворчество —
организация воспитания на основе включения детей в творческое решение коллективных и личных жизненных проблем, обустройство школьной жизни, преобразование окружающего социума. В плане индивидуального развития жизнетворчество — это процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности. Воспитанник, обладающий технологией жизне-творчества, творит свою собственную жизнь на основе общечеловеческих ценностей, проявляет творческую самодеятельность в учебе, досуге, работе, личной жизни, умеет ставить цели, определять смыслы, проектировать индивидуальный маршрут жизни. Жизнетворчество предполагает как свою исходную посылку вхождение человека в пространство культуры, овладение культуросообразными формами жизнедеятельности и выступает как способ существования человека в культуре. Содержание и методы воспитания в школе жизнетворчества определяются жизнетворческими модулями: «Я творю себя», «Я творю отношения», «Я творю свою жизнь», «Я творю окружающий мир».
Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражения в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания закрытые —
результаты научного познания, представляемые как доказанные, однозначные, абсолютные, конечные, не требующие дополнения истины. Знания открытые — результаты научного познания, представляемые как неоднозначные, неабсолютные, нелинейные, относительные, требующие дополнения личным пониманием итоги определенного этапа развития науки.
Значение (в традиционном образовании) – однозначно установленная форма представления знания, изображение его смысла таким, каким он видится с точки зрения классической науки. Представленное в таком виде, значение придает знанию мнимую завершенность. Значение (гуманистический подход) –
внешняя характеристика смысла понимания важности, значительности, роли предмета, явления, действия в человеческой жизни; подключенность личностного сознания к сознанию общественному, к культуре.
Идеалы (от греч. idea и франц. ideal - совершенный образец, высшая цель стремлений) – дают необходимую образцовую меру разуму, чтобы человек имел возможность сравнивать себя и действительность с ними и стремиться к совершенству; критерий разделения добра и зла.
Идея (от греч. idea- то, что видно) – определяющее понятие, мысль, представленная как наглядный, зримый образ, лежащий в основе теоретического построения.
Индивид – особь, каждый отдельно существующий человек; руководствуется рациональным мышлением, допускающим (из соображений пользы) необходимость следовать только внешним, как правило, более сильным, чем исходящие от самого себя, влияниям. Следуя логике мышления, неподкрепленной духовной деятельностью сознания, индивид становится объектом, т.е. приемником, пассивным исполнителем воздействий. Он не утрачивает своей индивидуальности, но уже и не имеет возможности для ее проявления, как средства самореализации. Для материализма индивид - это часть человеческой массы, которая выделяется своими качествами и отличительными свойствами, проявляя их на уровне значений, а не смыслов. Индивид не доставляет особых проблем при управлении им, в гораздо большей степени обнаруживая признаки массы, нежели своей индивидуальности.
Индивидуальность – неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности. Для гуманизма индивидуальность - это потенциальная личность. Но индивидуальная ценность независима от реальной личности.
Инсайт — внезапное, невыводимое из прошлого опыта понимание существа педагогической ситуации (феномена) в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Интуиция педагогическая — способность достигать знания и понимания какого-либо педагогического феномена без его обоснования с помощью доказательств, без осознания путей и условий возникновения. Рассматривается как: 1) специфическая (прирожденная) способность; 2) как “целостное схватывание” условий проблемной ситуации; 3) как механизм творческой деятельности. Необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логических программ поиска решения задачи. Интуитивное знание зависит от качества опыта практической и духовной деятельности человека. Это позволяет рассматривать интуицию как необходимую составляющую педагогического творчества и профессиональной деятельности учителя.
Культура — (от латинс. - возделывание, воспитание, образование) — совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ поведения, деятельности, общения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, способы ее преобразования людьми и результаты коллективного и индивидуального творчества, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, содержащих социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей. Содержание культуры (ценности, социальные программы, способы деятельности и общения, символический язык и др.) развивалось исторически по мере того, как возникали новые потребности и формы бытия людей, их отношений друг к другу, обществу, природе, новые способы преобразовательной деятельности, социального опыта. Культура — антропологический феномен, она может сохраняться, передаваться и развиваться только усилиями самого человека. Поэтому культура предполагает культ человека, в образе которого интегрируются все ее достижения на определенном историческом этапе. Человек культуры как субъект, способный усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурый опыт, извлекать из ценностей культуры личностные смыслы, проектировать новые образцы культурной жизни, является общей целью личностно-ориентированного воспитания. Культура педагогическая — совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству; способность реализовывать программы поведения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, обучать учащихся принципам и способам ее культурного переобразования. Содержание: гуманистическая педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, опыт творческой деятельности, культура профессионального поведения, саморегуляции, общения. Качества культурного учителя: гуманная педагогическая позиция; забота об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Личностные качества – индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, выбору, патриотизму, интернационализму, личной производительности, частной собственности, гражданскому обществу, справедливости, порядочности и т.д. Личностные качества определяются содержанием и различными уровнями деятельности личностных структур сознания, которые даны только как носители ценностей вместе с мерой ценностей, превращающей их в желаемое.
Личностное – то, что принадлежит только конкретной личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания.
Личностный образ ребенка — портрет ребенка, в котором запечатлены его индивидуально-личностные особенности как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств его социальной жизни, самовоспитания, особенностей душевной жизни, характера. Это незавершенный, развивающийся образ, это человек в развитии, имеющий свойственные только ему историю, проблемы жизни и возможности развития.
Личностные структуры – проявления деятельности сознания, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне; идеальные новообразования, возникающие в индивидуальном сознании, способствующие пониманию личностью самой себя («Я в мире»), своих отношений с другими людьми и миром (цели, мотивы, ценности, смыслы, самооценка, рефлексия и др.), регулирующие деятельность, общение, поведение личности и опосредующие накопление ею субъектного опыта. Сознание обладает множеством функций, которые в педагогической синергетике выступают как его структуры (составные части содержания сознания). Наиболее важной и едва ли не единственной с точки зрения материализма является функция отражения действительности. Возведение ее в ранг приоритетной позволило ограничить образование педагогической деятельностью, направленной на формирование отражательных, воспроизводящих возможностей учащихся. Личностные структуры - структурированное ценностное содержание сознания, которое проявляется в деятельности поведения, но несводимо к функциям сознания по приспособлению человека к чему-либо. Они регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей. Благодаря деятельности личностных структур сознания, но никак не его функций, реализуется феномен “быть личностью”, т.е умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими, добровольно принятыми и самодеятельно реализуемыми требованиями. Одной из ведущих структур сознания является контроль. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие человека с окружающей средой. При этом сознание действительно отражает внешние воздействия, отвечая на них соответствующей реакцией. Однако педагогический смысл этого феномена заключен не только в реакции, но и в том, что она базируется на определенном нравственном содержании сознания. Действие этой контролирующей структуры тем сильнее, чем выше нравственная организация сознания. Способность сознания самостоятельно контролировать ситуации порождает комплекс других личностных структур: 1) Критичность, позволяющую давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего; характеризуется возникновением недовольства и сомнения в “правильности” установленного порядка, сопровождается процессами переосмысления и дискредитации существующего опыта и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности; отличается от критиканства преимущественными ориентациями на смысловую, а не только на эмоциональную сторону оценки Сильная позиция критичности - умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; - умение по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них; - умение находить в явно негативном явлении положительные аспекты; 4 - умение избегать огульного и мелочного критиканства; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; - умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем или иным педагогическим феноменом. 2) рефлексивность, способность выходить за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего “Я” с какими-либо событиями, личностями; рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус; 3) коллизийность, способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям; способствует более глубокому пониманию внешних проявлений событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути и смысла; 4) мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта; способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентаций, как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности; мотивирование расширяет субъектную базу личности, включая такие структуры ее сознания, как опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности; 5) опосредствование выводит сознание на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей; 6) ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения; 7) автономность - способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов 8) смыслотворчество - определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества; 9) самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности; 10) самореализация - стремление к признанию своего “Я” окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления; 11) обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям.
Личностный смысл - особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям, являющееся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. Смысл - это то, ради чего человек живет. “Смысловой единицей жизни” (А.Н. Леонтьев) может быть цель, мотив, потребность, чувство, позиция и т.д. Человек не выдумывает смысл, а находит, выбирает его среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти ценности переживаются личностью, смысл их становится ее достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры, где “живут” ценности. Ценности науки, истории, культуры, природы и т.д. могут быть представлены детям, а смыслы - нет. Ценности только тогда становятся смыслами, когда они “прожиты” личностью. Смыслы человек проживает сам: в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях, творческих делах и других “смысловых единицах жизни”, которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания.
Личность - субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность способна противостоять усредняющему воздействию окружающей среды, навязываемому обществом образу жизни, проявляя неадаптивную, творческую активность по ее преобразованию. Человек сам сотворяет в себе личность, востребуя то личностное, что свойственно только ему в живой природе. Личность ответственна за свой выбор перед собой и Богом, чьи нравственные постулаты являются единственным ориентиром и ограничителем ее свободы. Личность - это человек (ребенок) имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальностиэто человек, который выбирает не только дело, но идею, это “человек с идеей” (Ф.М.Достоевский), или человек со смыслом; человек, интегрированный в культуру, находящийся в диалоге с ней. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. Самоосуществление личности - добродетель
Личность ученика (традиционно-формирующий подход) - объект деятельности, испытывающий целенаправленное и концентрированное воздействие со стороны педагога по формированию необходимых (недостающих) качеств. Личность ученика (гуманистический подход) - субъект взаимодействия и творческого саморазвития; деятельность педагога направлена только на объекты деятельности ученика (содержание знаний, ценности, отношения, психологическая атмосфера и т.д.), в процессе выбора, исследования и преобразования которых происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы. Личностное развитие - наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей. Личностное развитие — развитие ценностно-смысловой сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее, субъектности. В процессе личностного развития происходят внутренние изменения в личности: ее ценностях, потребностях, мотивах, интересах, установках, позициях, личностных смыслах, формируется позитивная «Я-концепция», устанавливаются интегративные связи между основными сферами личности: ценностно-мотиваицонной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой, в результате чего личность становится более целостной, интегральной. Интегральный результат личностного раз вития состоит в возникновении и проявлении у ребенка качеств само-, организующегося субъекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости по отношению к негативным влияниями и др. Личностного образа становление — процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери. Педагог должен понимать, что имеет дело с личностью, которая еще многое не знает о себе, находится в процессе становления, поиска себя, своего личностного образа. Главное, что требуется ребенку в процессе движения к собственному образу, — помочь разобраться в себе, понять свои индивидуальные особенности и достоинства, проблемы и оказать помощь в их решении, максимально опираясь на его личностный потенциал. Этим определяется основной метод личностно-ориентированного воспитания — педагогическая поддержка ребенка в его ценностно-смысловом и жизненном самоопределении. Личностно ориентированное воспитание - самоорганизуемый воспитательный процесс, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение. Первопричиной личностно ориентированного воспитания является сама личность, ее внутреннее стремление по-иному организовать собственную жизнь и окружающую среду, найти индивидуальный путь своего развития, свой личностный образ. Воспитание помогает ребенку в этом путем введения его в культуру, создания среды личностного саморазвития, поддержки индивидуальности, включения в жизнетворчество. Из ценностного отношения к ребенку как человеку вырастает понимание цели личностно ориентированного восишания — не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Личностный рост - самодостраивание необходимых личностных качеств (мотивирования, критичности, рефлексии, автономности, смыслотворчества, партнерства, другодоминантности, эмпатии и т.д.), необходимых для самоорганизации личностно мотивированного ценностного отношения учащихся к знаниям и поведению. Инициируется внешними по отношению к субъекту учения, педагогически организованными средствами востребования деятельности личностных структур сознания.
Мышление — процессы познавательной деятельности с явлениями, описанными понятиями, суждениями, умозаключениями и т.д., представляющими внешнее выражение деятельности сознания посредством задействования механизмов логики, интуиции, вообра