Приветствую Вас Гость | RSS Главная * Регистрация * Вход

» Страница- представление


» Меню сайта
» Знакомьетесь- это мы
» Все, что вы ищите
» Категории раздела
Отзывы учеников [0]
Портфолио классного руководителя [3]
Отзывы и характеристики [16]
Методические материалы в работе классного руководителя [4]
» Наш опрос
Как вы относитесь к нашей Татьяне Ивановне?
Всего ответов: 127
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Портфолио классного руководителя » Методические материалы в работе классного руководителя

Как подготовить КТД?

     1-й этап Коллективное планирование. Теперь заглавная роль у самих подростков. Сначала ответ на поставленные вопросы ищут в микроколлективах, каждый высказывает свое мнение, а затем собирается весь коллектив и внимательно, заинтересованно слушает представителя каждого микроколлектива. Этот разговор, к примеру, можно назвать (условно) стартом. Хочу подчеркнуть, что успех этого во многом обеспечивает ведущий - взрослый. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление».При этом опять-таки решение их сначала ищется в микроколлективах, а потом - в классах. Руководитель вновь увлекает ребят радостной перспективой полезного дела, но теперь они уже действуют сообща, осознавая необходимость всех действий. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение и взрослого, и самих подростков, в это время и учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи, а взрослые приучают каждого к такому поиску. Как они это делают? У каждого свои приемы, в большинстве своем одобряют, поддерживают ребят, порой и хвалят, помогают выразить свою мысль, советуют, наконец, доверяют осуществление высказанного и принятого общим сбором КТД. Для этого и выбираются «Советы дела».

    2-й этап Подготовка КТД. Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется. На первом этапе - «Советом дела» вместе с педагогом. А окончательно скорректированный, он передается на обсуждение в микроколлективы, они и планируют, и начинают работу по воплощению общего замысла в какой-то его части. А в целом и получается общее дело.Ребята при этом применяют не только тот опыт, который получили они в процессе коллективного планирования, но и все свои знания, умения, навыки. Конечно, опыт этот у каждого из них разный. И вполне возможна ситуация, когда некоторые слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что участвуют лишь потому, что «надо». Есть и такие, что в самом начале увлекаются, а потом быстро охладевают, нет еще умения преодолевать трудности. Поэтому, как и на предыдущем этапе, велика роль взрослого, характер его воздействия на ученика и взаимодействия с ним. Нельзя допускать открытого давления, оно не вызовет энтузиазма у подростка, скорее наоборот, он перестанет считать предстоящее дело своим собственным, и пропадает интерес, возникающий во время коллективного планирования.Взрослый побуждает к целенаправленному и добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. В процессе рассказа, разъяснения, размышления, а порой и спора о выборе лучших вариантов, способов выполнения отдельных частей общего проекта мы убеждаем ребят в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. При этом ребята приучаются самостоятельно выполнять принятые решения, создавая соответствующие традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями) на переменах и после уроков.

   3-й этап  Проведение КТД и одновременно подведение итогов подготовки.Взрослые говорят о самом главном, о самом нужном. Ребята демонстрируют опыт, накопленный и примененный в ходе планирования и подготовки. Ситуации в такой день и час, конечно, бывают разные. Волнуются подростки, забывают слова, а порой и последовательность своих действий.Классный руководитель быстро и, по возможности, незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет (подсказывает). Здесь уместны добрый тон, шутка: «Представим себе, что мы сейчас...» или: «Объявляется чрезвычайное положение!» или: «Нет, мы не сдадимся!..» Бывают случаи, когда необходимо предъявить классу решительное требование: «Слушайте приказ по гарнизону: носы поднять!» Если обстановка и время позволяют, то взрослые разъясняют, рассказывают, вспоминают о подобной ситуации, словом, убеждают, приучая таким образом подростков к инициативным, дружеским, само­стоятельным действиям в подобных ситуациях.4- й этапЗавершилось дело, самое время коллективно подвести итоги. Ответить на новые задачи - вопросы. Что получилось хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Это - основное, но задач, во­просов может быть и больше.Как лучше всего подводить итог? Это дело самого коллектива и его взрослых друзей. В одном случае годится письменная анкета, которую заполнит каждый из ребят, в другом - достаточно общего обстоятельного разговора, в третьем - необходимо и то, и другое. Главное, чтобы каждый (подчеркну - каждый) участвовал в размышлении об опыте проведения КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее. При этом взрослый вновь убеждает. Опираясь на положительный опыт, который они приобрели, организуя коллективное творческое дело и извлекая уроки из тех ошибок, которые при этом были, он убеждает в необходимо­сти дальнейшей работы по улучшению окружающей жизни. Как он это делает? Если идет беседа - то направляет ее, если кипит спор - высказывает тактично свое мнение. Слово взрослого - это раздумье вслух, это новая идея, новое предложение, новая задача. В процессе беседы, обсуждения слова взрослого, обращенные к ним, полезны, т.к. ребята учатся коллективно анализировать и оценивать сделанное, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Они учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.5- й этапДело сделано. Что же дальше? Ближайшее последействие. В анкетах, в беседах ребята, да и взрослые, высказывали немало предложений. Делились своими впечатлениями и переживаниями. Говорили о том, что узнали, чему научились, классному руководителю все это надо взять на заметку, чтобы использовать и эти знания, и эти умения на уроке и во внеклассной работе. Известно, что далеко не все подростки готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД приложите максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом подведении. Наметить программу последовательных действий.О богатых воспитательных возможностях КТД сказано немало. Но обеспечить эти возможности непросто. Классному руководителю следует соблюдать определенные условия.Первое. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД, и что чрезвычайно важно - нельзя допускать извращения позиции, которая определена старшему товарищу подростков.Второе. Нельзя рассматривать каждое из видов КТД в «чистом» варианте. Подготовка и проведение любого из них требует того, чтобы взрослые вместе с детьми, во-первых, опирались на опыт предшествующих дел и, во-вторых, "в каждое вносили элементы КТД того или иного вида: в общественно-политическое - художественное, в художественное — трудовое и т.д. Такая взаимосвязь обеспечивает гораздо больший воспитательный результат.Третье. Нельзя допускать разрыва коллективных творческих дел с опытом и знаниями ребят, полученными в учебно-воспитательном процессе.Теперь о правилах обсуждения. Их можно придумать вместе с ребятами, на основе существующих общих правил коллективного анализа:сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а потом их представители высказывают общее мнение звена всему коллективу;в звене разговор ведет звеньевой (член Совета дела, или...);сначала определяется и выбирается тот, кто будет выступать от имени группы, звена с общим мнением, затем каждый по очереди высказывает свои суждения;начинать говорить лучше с положительного: сначала отметить достижения, а потом остановиться и на ошибках;после выступления представителя коллектива, звена другие члены микроколлектива могут при желании дополнить его;творческие группы, звенья могут задавать друг другу вопросы;когда кто-то говорит, все внимательно слушают;не нужно говорить много, важнее сказать главное.

Категория: Методические материалы в работе классного руководителя | Добавил: klass-st (04.05.2011)
Просмотров: 845 | Рейтинг: 0.0/0
» Электронный
журнал класса


* Электронный журнал класса

* Наши электронные дневники
» Остановись, мгновенье


»


Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz